full screen background image

Передача «грязных» активов «дочкам» может стать трендом среди экспортеров

Нефтеперерабатывающий завод

МОСКВА, 26 мая — ПРАЙМ. Усиление глобальной «климатической повестки» может создать тренд среди российских экспортеров на выделение «углеродоемких» активов в отдельные структуры, считает руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок (ЦСР) Ирина Поминова.

Ранее в мае компания «Русал» объявила о том, что выделит активы с более высоким так называемым «углеродным следом» в отдельную структуру для достижения стратегии нулевого баланса выбросов СО2 в атмосферу к 2050 году. Также «Лукойл» перевел часть своих непрофильных активов с высоким «углеродным следом» на отдельную «дочку». Под таким «следом» подразумевается совокупность всех выбросов «парниковых газов» (газов, вызывающих «парниковый эффект» в атмосфере Земли) в процессе, например, производства той или иной продукции.

Как объясняет Поминова, усиление климатической повестки создает стимулы для «декарбонизации» бизнеса среди производителей ископаемого топлива, так как его сжигание составляет основную часть выбросов парниковых газов, а также углеродоемкой продукции. В России этот тренд затрагивает в первую очередь экспортно ориентированных производителей. «Для таких российских компаний выделение углеродоемких активов в отдельные структуры действительно может стать трендом», — считает эксперт.

Это связано с ужесточением климатического регулирования в Евросоюзе — там планируется ввести трансграничный «углеродный налог». В то же время формирующееся сейчас климатическое регулирование в России делает акцент на отчетности и добровольном характере реализации подобных проектов.

«Выделение углеродоемких активов в отдельные структуры… может помочь российским компаниям улучшить позиционирование основного бизнеса в глазах европейских торговых партнеров и инвесторов. Оно также может помочь им снизить прямые выбросы (так называемые выбросы первой сферы охвата), по которым сейчас отчитывается большинство компаний», — перечислила она преимущества такой стратегии.

Тем не менее, в «углеродном следе» продукции учитываются выбросы определённых веществ в атмосферу на всем ее жизненном цикле, включая производство электроэнергии, и компаниям придется подтверждать «чистоту» электрогенерации, не исключает она. При этом ожидать масштабной реструктуризации «грязного» бизнеса и его ребрендинга в России в ближайшее время все же не стоит, даже на мировом уровне это скорее единичные случаи, чем «мейнстрим», заключила эксперт.

Источник